История искусства Стенная декоративная живопись Живопись по твердой штукатурке Cиликатная и восковая живопись Подготовка стен под фресковую живопись Формы авангардного искусства Абстрактная акварель

Абстрактная акварель

1910 г. – переломный. Оформляется теоретическое произведение Кандинского «О духовном в искусстве», появляются первые полу-абстрактные работы и «Абстрактная акварель». В картине «Озеро» (1910) сосуществуют предметный и беспредметный метод.

«Композиция №6» и «Композиция №7» (1913). Абстрактные полотна большого размера, яркая колористическая система. Мастеру удалось перенести беспредметное искусство в живопись, и при этом сохранить пространственные характеристики, не уйти в плоскостный декоративизм. Ему удалось создать цельный завершенный образ, притом, что каждый мотив доведен им до катастрофы, взрыва.

Теоретики абстракционизма выводят путь абстрактной живописи от Сезанна через кубизм. Именно такой путь - от изобразительности через "идеальную реальность" так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности - прошел один из основоположников "неопластицизма" нидерландский живописец Пит Мондриан (Питер Корнелис) (1872-1944), (НЕОПЛАСТИЦИЗМ)

который считал, что "чистая пластика создает чистую реальность".

(1900-1906) пишет еще реалистичные пейзажи.

1909 – перелом, знакомится с теософией, становится членом Теософского общества, основанного Еленой Петровной Блаватской. (Мондриан говорил, что все взял из книги Блаватской «Тайная доктрина»).

В теософских трактатах Блаватской:…все религии лишь разные лики одной истины, разные отражения единого космоса, в основе которого установленный порядок. Космос – яйцо (овал), нет верха и низа, все пронизано универсальными энергиями и любой материальный факт представляет собой лишь символ неких духовных значений. Понять значения – значит понять природу мироздании и смысл существования человека в нем. Рассматривалась связь материального и духовного и разрабатывалась система символики, распространяемая, по сути, на все элементы реального (горизонтальная линия – женское+пассивное=негативное, вертикаль – мужноское+активное=позитивное, их пересечение крест – универсальный символ, посредством которого можно выразить саму сущность космоса).

В 10-е годы Мондриан был связан с кубизмом, правда, доведя его принципы до простого черчения на плоскости.

После 1911 года Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1912–1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.

На родине, в Голландии, у Мондриана появляется группа последователей, объединившихся  вокруг журнала "Стиль". Программа журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. Мондриан был буквально одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом "Стиль", когда тот ввел в 1924 году как компонент выразительного языка угол в 45 градусов.

Приблизительно с 1918 года Мондpиан пытается отказаться от любых следов “случайности и неправильности” в своих картинах. Исчезают криволинейные фигуры, переходы цвета, следы движения живой человеческой руки. Художник считает, что высокое искусство должно быть не голосом человека, а голосом чистой Духовности.

Мондриан считал, что визуализация высоты чистого духа дается философским и логическим знанием, в отличие от Кандинского, который рисовал эмоциональную гармонию интуитивно, по велению души. Мондриан ищет форму, которая должна быть неизменна по сути, поэтому эксперименты идут с квадратами. Мондриан стремился к изображению высокого мира через логику, желтый, красный, синий, черный и белый – основные цвета, которые нельзя разложить, т.е. так же неизменное с его т.з.

В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма. 

Произведения Мондриана оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

Здесь художник представляет не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи. Одним из ярких представителей неординарности в искусстве является брестская художница Черноголова Наталья Арсентьевна. Родилась 15 мая 1954 года в г. Житковичи Гомельской области. В 1976 году окончила Минское художественное училище им. А.К. Глебова, в 1982 г. – художественно-графический факультет Витебского педагогического института. С 1976 года - участница областных, республиканских и зарубежных выставок. С 1989 года – член Белорусского Союза художников.

Художника Валерия Ковальчука очень заинтересовала гравюра «Осада Бреста шведами в 1657 году». По ней он воссоздает облик города XVII века. Работу так и назвал: «Берестье XVII века». В первой половине XVII века в Брест-Литовске появляются новые жилые, общественные и производственные здания. В 1641 году на Рыночной площади отстраивается новая каменная ратуша, в которой размещается магистрат, суд, торговые лавки. Во время войны со Шведами в 1654-1667 годах 15.11. 1656 года русские войска под командованием новгородского воеводы князя С.А. Урусова разгромили возле Брест-Литовска войско гетмана Великого князя Литовского П.Я. Сапеги, но взять укрепленный город, в котором был большой гарнизон, не удалось. В 1657 году шведы овладели Брестским замком, опустошили и сожгли город. Шведскому королю Карлу Х Густаву понравилось природное положение города и замка на труднодоступных островах. Он велел художнику Е. Дальбергу составить план и зафиксировать вид города. Это было первое графическое изображение города на бумаге.

«Костел представлял трехнефную базилику с двухбашенным главным фасадом», - пишет научный сотрудник мемориала Брестской крепости Валентина Бай, - пластику фасада обогащали многочисленные ордерные элементы обрамления проемов и ниш, лепка». Иезуиты не строили монастырей с кельями и высокими стенами, - наоборот, они шли в этот мир. Иезуиты притягивали к себе внимание, завораживая в строениях эффектностью и красотой.

Это был очень своеобразный орден. Иезуиты входили во все сферы хозяйственной, политической, идеологической, культурной жизни, вербуя все новых сторонников. Они получили хорошую славу своей просветительской деятельностью, строя коллегиумы для обучения сыновей литовских, белорусских, украинских феодалов.

Художница не старается документально воспроизвести постройки города. Она передает образ, дух старого города, рассказывает его историю.

Бело-серые подмалевки создают ощущение миража. Здания не имеют четких очертаний, они как бы затерялись в дымке столетий. И только живые силуэты людей говорят о том, что город был, жил своей жизнью, и это была не легенда, не миф, а реальность.

«Ноги касаются старых

камней,

Отзвуки – эхо, устремленное в

невесомость,

И. Морих

Портрет, представленный Сергеем Ивановичем Казаком, также неразрывно связан с историей.

Это собирательный портрет просветителя Казимира Лыщинского. Вы уже знаете, что судьба его тесно была связана с Брестким Коллегиумом иезуитов.

Схоластическая философия и наука в Белоруссии и Литве и период XVII века не были монолитными. И через них пробивались искры свободомыслия и материализма. В 80-е годы XVII века подсудок Брестского суда Казимир Лыщинский написал на латинском языке трактат «О несуществовании бога». По мнению автора, бог является плодом человеческой фантазии. Философ отрицал бессмертие души и провозглашал разум высшим авторитетом в вопросах познания.

С 1976 года живет и работает в Бресте художник, дизайнер Ротько Леонид Михайлович. Уроженец Минщины, в 1970 году закончил Республиканскую художественную школу, в 1976 году – Академию искусств в Минске. Член Союза художников Беларуси. Художник много и плодотворно работает и постоянно участвует в областных, республиканских и международных выставках. С 1983 по 1987 гг. – участник республиканских выставок «Молодость страны», «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве», «Гармония и среда», «В краю голубых озер». 

Серия интересных портретов представлена в экспозиции. Среди них «Портрет Нины Загорской», белорусской поэтессы. Нина Загорская - уроженка Барановического района. Окончила факультет журналистики Минского государственного университета. Работала редактором на Брестской студии телевидения. Активно занимается литературной деятельностью. Переводит с русского и украинского на белорусский язык. В сборнике стихотворных посвящений «Я вас люблю», написанных известной белорусской поэтессой Ниной Мацяш, есть посвящение и Нине Загорской:

В работе Анатолия Соколова «Портрет молодого человека» представлен обобщенный образ юноши. Художник, представляя портрет, умело использует важнейшее средство художественной выразительности - цвет. Из цветоведения мы знаем, что самые длинные воспринимаемые нашим глазом волны у красного цвета. Красный цвет не только магнетически притягательный, он является и цветом хорошего настроения, цветом радости.

Молодой человек притягивает внимание зрителя ярким цветом красной куртки. Его силуэт отчетливо выделяется на контрастном фоне, и именно его мы видим издалека, еще не приблизившись к портрету. В живописи цвет всегда выделяет смысловые акценты. Эжен Делакруа, например, вошел в историю как великий мастер колорита. Он выдвигал проблему цвета в живописи как ее главного выразительного средства, всегда стремился научно его обосновать.

В Бресте кадетский корпус размещался до 1854 года, когда в связи с объявлением Брест-Литовской крепости на военном положении (начало войны с Турцией) был переведен в Москву; в 1860 - в Вильно; в 1863 году в связи с преобразованием кадетских корпусов упразднен.

Размещался он на Волынском укреплении только что вступившей тогда в строй Брестской крепости, в перестроенных зданиях монастырей бернардинцев и бернардинок. После закрытия кадетского корпуса там обосновался военный госпиталь.

Вообще, в то время военная служба была основана, прежде всего, на внешней стороне, на выправке. Маршировка, скажем, ценилась до того плавная, чтобы не проливалась вода из стаканов, поставленных на плечи!

Перед смотрами кадеты обычно ослабляли винты на ружьях, отчего те в ловких юношеских руках издавали чрезвычайно эффектный слитный звук, походивший на щелканье орехов.

Император Николай I был очень доволен успехами брестских кадетов во время строевого смотра в начале сентября 1853 года.

Рота кадетов была направлена в Варшаву. Ехали трое суток на дилижансах. Там они «гостили»  целую неделю, участвуя в разводах и караулах, занимая правофланговое место на смотрах. За ними ухаживали, как за «институтками», водили по театрам, дворцам. И кормили до отвала.

Царь дал каждому по рублю серебром и по упаковке конфет. 

Многие воспитанники Брестского кадетского корпуса стали впоследствии активными участниками революционного движения в России, руководителями восстания 1863-1864 г. в Польше, Литве и Белоруссии.

Среди них были: П.И. Адамович, Т.Ф. Владычанский, Я.В. Домбровский, Е.Ф. Кульчинский, Б.В. Люгайло, Б.С. Павлович, З.В. Падлевский, И.А. Подбельский, Е.А. Рыдзевский, Н.В.Соколов, А.Г. Стабровский и др.

Среди воспитанников корпуса наиболее яркой фигурой является Ярослав Домбровский, завершивший свой жизненный путь в ранге командующего вооруженными силами Парижской коммуны.

В Брестский кадетский корпус Ярослав Домбровский был зачислен в 1845 году, в восьмилетнем возрасте (родился он 13 ноября 1836 года в Житомире в семье мелкого провинциального чиновника).

Домбровский, сторонник наступательной тактики, предлагал незамедлительно атаковать Версаль и ликвидировать контрреволюционное правительство. Предложение было отклонено и, как считают историки, это было одной из главных ошибок Коммуны.

Самому Домбровскому об этом судить не пришлось.

23 мая 1871 года он получил тяжелое пулевое ранение в бою с версальцами у баррикады на углу Мирра и Пуасоньер, при обороне высот Монмартра, и, доставленный в больницу Ларибузьер, через два часа скончался.

Именем Я. Домбровского названа улица в Гродно.

В Бресте также была улица Домбровского (современное название – Советская).

Зарождение Абстрактного искусства.

С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит последовательная «деконструкция» классической изобразительной системы, радикальная смена эстетических установок. После того как импрессионизм – впервые в истории искусства – внес в живопись структурные (нестилистические) изменения, французские фовисты и немецкие экспрессионисты меняют отношение к цвету, рисунку, которые окончательно выходят из подчинения натуре. Затем кубизм освобождает живопись от нарративности повествовательного сюжета.

Абстракция вопреки бытующим представлениям не является стилистической категорией. Эта специфическая форма изобразительного творчества распадается на несколько направлений. Геометрическая абстракция, лирическая абстракция, жестикуляционная абстракция, аналитическая абстракция и более частные течения, такие, как супрематизм, аранформель, нюажизм и т.д.

«Композиция №6» и «Композиция №7» (1913). Абстрактные полотна большого размера, яркая колористическая система. Мастеру удалось перенести беспредметное искусство в живопись, и при этом сохранить пространственные характеристики, не уйти в плоскостный декоративизм. Ему удалось создать цельный завершенный образ, притом, что каждый мотив доведен им до катастрофы, взрыва.

Теоретики абстракционизма выводят путь абстрактной живописи от Сезанна через кубизм. Именно такой путь - от изобразительности через "идеальную реальность" так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности - прошел один из основоположников "неопластицизма" нидерландский живописец Пит Мондриан (Питер Корнелис) (1872-1944), (НЕОПЛАСТИЦИЗМ)

Цикл работ, посвященных Нью-Йорку: на этот знаменитый цикл художника вдохновила ночь, проведенная в одном из нью-йоркских джазовых клубов в 1941 году – первое впечатление голландца, бежавшего от войны в Америку. Белый холст с несколькими полосами красного и черного, с вкраплением желтого и синего стал одним из художественных символов Нью-Йорка и одновременно ключевым произведением мирового абстракционизма.

 (Деревья; «Композиция в сером розовом и голубом»; «Композиция А» 1923; «Нью-Йорк» 1940; «Нью-Йорк. Буги-вуги», 1940-ые, «Победа буги-вуги» 1944)


Восприятие цвета